Интермодальный контейнер (также контейнер, грузовой контейнер, ISO контейнер, контейнер для доставки, high cube контейнер и т.д) является стандартизированным многоразовым стальным ящиком, используемым для безопасного, эффективного и надёжного хранения и доставки материалов и изделий в рамках глобальной контейнерной интермодальной системы грузовых перевозок. "Интермодальный" это значит то, что контейнер можно перегружать с одного вида транспорта на другой без перегрузки его содержимого.
Длины контейнеров, каждый из которых имеет уникальную маркировку ISO 6346, начинается от 8 футов (2,438 м) до 56 футов (17,07 м) и высотой от 8 футов (2,438 м) до 9 футов 6 дюймов (2,9 м). В мире насчитываются приблизительно семнадцать миллионов интермодальных контейнеров различного типа в зависимости от грузов, перевозимых в них. Грузоподъёмность контейнеров во многом зависит от их типа. Способы разгрузки контейнеров также зависят от типа контейнеров. Совокупная емкость контейнера часто выражается в двадцати футовом эквиваленте единиц (TEU / TEU), который является единицей объёма, одного стандартного контейнера 20 футов длины на 8 футов ширины.
Для воздушных перевозок используются более лёгкие контейнеры. Неконтейнерные перевозки включают в себя перевозку насыпных и навалочных грузов, а также перевозку жидких грузов в цистернах. Способы разгрузки при неконтейнерных перевозках кардинально отличаются от способов разгрузки контейнеров.
Стандарты стальных контейнеров берут свое начало с 1950-х годов, когда коммерческие операторы морских перевозок и американские военные приступили к их разработке.
Стандарты ISO для контейнеров были опубликованы между 1968 и 1970 гг.
В 1972 году Межправительственной Морская Консультативная Организация по вопросам безопасного обращения и транспортировки контейнеров разработала Международные Правила Безопасности Контейнеров и способыразгрузки контейнеров. Согласно этим правилам, каждый контейнер, предназначенный для международных перевозок, должен иметь металлическую табличку с кодом CSC.
Описание
Транспортный контейнер имеет литые углы. Через большие овальные отверстия на дне пропущен поворотный замок.
В конце контейнера имеются двери, изготовленные из гофрированной стали. Первоначально контейнеры были 8 футов (2,44 м) в ширину и 8 футов (2,44 м) в высоту и 20 футов (6,1 м) или 40 футов (12,19 м) в длину. Их можно было размещать до 7 ярусов вверх. На каждом из восьми углов контейнера имеются литые отверстия для установки поворотного замка.
Позже были разработаны высокие контейнеры, такие как, High-Cube на 9 футов 6 дюймов (2,9 м) и 10 футов 6 дюймов (3,2 м) в высоту. В США часто используют более длинные контейнеры на 48 футов (14,63 м) и 53 фута (16,15 м). Грузоподъёмность контейнеров типа high cube больше, чем грузоподъёмность контейнеровстандартной высоты.
Контейнеры для широких поддонов распространённых в Европе на 5 см шире, чем стандартные контейнеры. Особенность этих контейнеров в их внутренней ширине 2440 мм для облегчения загрузки двух поддонов длиной 1220 мм. Многие судоходные транспортные компании Европы делают специальные выступы для того, для того, чтобы вписать эти нестандартные контейнеры у себя на судах и таким образом увеличить грузоподъёмность контейнеров. Австралийские контейнеры также немного шире, для того чтобы приспособить их под поддоны, которые используются в Австралии. Всё более широкое признание в Европе получают 45 футовый контейнеры High Cube для широких поддонов, таким образом, эти контейнеры могут заменить 13,6 м съемные кузова, которые обычно используют для грузовых перевозок в Европе. Таким образом ЕС начал стандартизацию контейнеров под широкие поддоны под названием Инициатива EILU (European Intermodal Loading Unit). Современные способы разгрузки контейнеров в Европе, как раз исходят из этих параметров.
На сменных кузовах использует те же сами крепления, что и на интермодальных контейнерах, но кузова имеют складные ножки под рамой, так, чтобы их можно было перегружать с грузовика на грузовик без использования крана. Они, как правило, легче по весу, поэтому грузоподъёмность контейнеров такого типа меньше. Хотя способы разгрузки контейнеров такого типа ничем не отличаются от остальных.
Емкость контейнера часто выражается в двадцати футовом эквиваленте единиц (TEU, а иногда teu). За единицу принято считать контейнерный груз объёмом, равным одному стандартному контейнеру 20 футов длины на 8 футов ширины (6,10 × 2,44 м). Поскольку это приближенная мера, высота не считается, например, 9 футов 6 дюймов (2,9 м) high cube и 4 фута и 3 дюйма (1,3 м) half height, то 20 футовые (6,1 м) контейнеры называются также один TEU. Аналогично, 45 футовые (13,72 м) контейнеры, также обычно обозначается, как два TEU, хотя они 45, а не 40 футов (12,19 м) в длину. Два TEU эквивалентны одной 40 футовой единице (FEU).
Типы и способы разгрузки контейнеров
Разгрузка контейнеров типа Flat Rack производится с небольших судов при помощи погрузчика под названием Ричстакер.
К разновидностям стандартных контейнеров относятся: контейнеры оборудованные холодильными установками для перевозки скоропортящихся товаров, контейнеры оборудованные ёмкостями для наливных грузов, контейнеры с открытым верхом, складные контейнеры. Также в Европе используются контейнеры для перевозки угля и контейнеры, предназначенные для автомобильных и железнодорожных перевозок городского мусора в места утилизации и захоронения. В основном грузоподъёмность контейнеров для различных видов грузов разная.
Типы контейнеров:
- Складные контейнеры ISO;
- Контейнеры Flatrack для тяжелых, крупногабаритных и негабаритных грузов;
- Контейнеры оборудованные ёмкостями для газа;
- Контейнеры-генераторы;
- Стандартные, High Cube и Half Height контейнеры общего назначения для сухих грузов, таких как: ящики, коробки, сумки, мешки, тюки, поддоны и бочки;
- Контейнеры high cube для европоддонов;
- Герметичные контейнеры;
- Контейнеры-рефрижераторы для скоропортящихся продуктов;
- Контейнеры с открытым верхом для сыпучих материалов и тяжёлой техники;
- Контейнеры с открытым бортом для крупногабаритных поддонов;
- Контейнеры-платформы: для бочек, бидонов, ящиков, кабельных барабанов, негабаритных грузов, машин, и пиломатериалов;
- Контейнеры типа rolling floor для малоустойчивых грузов;
- Контейнеры типа swapbody, т.е. со сменными кузовами;
- Контейнеры-цистерны для жидкостей и опасных грузов;
- Вентилируемые контейнеры для органических продуктов, требующих вентиляции;
- Контейнеры для перевозки одежды на вешалках
Характеристики контейнеров
Вес и размеры самых распространённых типов контейнеров. Значения могут разниться в зависимости от производителя.
|
20 футовый контейнер |
40 футовый контейнер |
40 футовый high cube контейнер |
45 футовый high cube контейнер |
|||||
Английск. |
Метрич. |
Английск. |
Метрич. |
Английск. |
Метрич. |
Английск. |
Метрич. |
||
Внешние размеры |
Длина |
19′ 101⁄2″ |
6.058 m |
40′ 0″ |
12.192 m |
40′ 0″ |
12.192 m |
45′ 0″ |
13.716 m |
Ширина |
8′ 0″ |
2.438 m |
8′ 0″ |
2.438 m |
8′ 0″ |
2.438 m |
8′ 0″ |
2.438 m |
|
Высота |
8′ 6″ |
2.591 m |
8′ 6″ |
2.591 m |
9′ 6″ |
2.896 m |
9′ 6″ |
2.896 m |
|
Внутренние размеры |
Длина |
18′ 813⁄16″ |
5.710 m |
39′ 545⁄64″ |
12.032 m |
39′ 4″ |
12.000 m |
44′ 4″ |
13.556 m |
Ширина |
7′ 819⁄32″ |
2.352 m |
7′ 819⁄32″ |
2.352 m |
7′ 7″ |
2.311 m |
7′ 819⁄32″ |
2.352 m |
|
Высота |
7′ 957⁄64″ |
2.385 m |
7′ 957⁄64″ |
2.385 m |
8′ 9″ |
2.650 m |
8′ 915⁄16″ |
2.698 m |
|
Дверной проём |
Ширина |
7′ 8 ⅛″ |
2.343 m |
7′ 8 ⅛″ |
2.343 m |
7′ 6" |
2.280 m |
7′ 8 ⅛″ |
2.343 m |
Высота |
7′ 5 ¾″ |
2.280 m |
7′ 5 ¾″ |
2.280 m |
8′ 5″ |
2.560 m |
8′ 549⁄64″ |
2.585 m |
|
Объём |
1,169 ft³ |
33.1 m³ |
2,385 ft³ |
67.5 m³ |
2,660 ft³ |
75.3 m³ |
3,040 ft³ |
86.1 m³ |
|
Брутто |
66,139 lb |
30,400 kg |
66,139 lb |
30,400 kg |
68,008 lb |
30,848 kg |
66,139 lb |
30,400 kg |
|
Нетто |
4,850 lb |
2,200 kg |
8,380 lb |
3,800 kg |
8,598 lb |
3,900 kg |
10,580 lb |
4,800 kg |
|
Полезный груз |
61,289 lb |
28,200 kg |
57,759 lb |
26,600 kg |
58,598 lb |
26,580 kg |
55,559 lb |
25,600 kg |
Заключение: Итак из этой статьи видно, что типов контейнеров в мире огромное количество, но существует лишь небольшое количество самых распространённых типов и марок.
Перевод: Юрий Собко