Основные типы и модели крытых вагонов, устройство вагона, рама грузового вагона

Основные типы и модели крытых вагонов

  По железной дороге доставляются грузы любых габаритов и любых типов, в том числе, хрупкие грузы, при этом могут использоваться разнообразные модели крытых вагонов, в соответствии с особенностями груза, и эта универсальность тоже говорит в пользу железнодорожных перевозок. Безопасность и скорость доставки зависит от того, насколько хорошо вагоны приспособлены для перевозки конкретного груза, рама грузового вагона – самая важная его часть – должна регулярно проверяться на отсутствие дефектов, так как именно неисправности рамы могут повлечь за собой аварии, поломки и прочие нежелательные явления.

Цена доставки железнодорожным транспортом растет медленнее всего, и многие компании сейчас отдают ей предпочтение, с целью сохранения рентабельности своего бизнеса. Перевозки могут быть массовыми, благодаря высокой провозной способности железнодорожных путей, правда, иногда приходится задействовать автотранспорт, из-за низкой плотности дорог. При транспортировке грузов по железнодорожным путям необходимо правильно и тщательно оформлять документацию, во избежание ошибок, которые могут отразиться на скорости и качестве доставки и получения груза.

Типы грузовых вагонов

Различают следующие типы вагонов для перевозки грузов: крытые, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы и вагоны бункерного типа. Все эти типы разделяются по виду кузова. Цельнонесущий кузов распределяет нагрузку равномерно на все элементы – пол, крышу, боковые и торцевые стены (рама грузового вагона составляет единое целое с кузовом). К вагонам с такими кузовами относятся изотермические и цельнометаллические вагоны.

Существуют и кузовы с несущими боковыми стенами и рамой. Эти части принимают на себя значительную часть вертикальной и продольной нагрузки. Такая конструкция имеется у всех типов открытых и крытых грузовых вагонов. Кузов с несущей рамой – такие кузовы установлены в вагонах-платформах и транспортерах, в них рама воспринимает основные нагрузки, а кузов несущим не является. Котлы цистерн воспринимают вертикальные и боковые нагрузки, которые передаются на раму.

Крытые грузовые вагоны – универсальные и специальные

Самый востребованный вид вагонов – крытые вагоны. Все модели крытых вагонов служат, в частности, для перевозки штучного груза, защищают груз от неблагоприятных погодных условий и обеспечивают его сохранность. Крытые вагоны используются для перевозки пакетированных и насыпных, тарно-штучных и штучных грузов, требующих защиты от влаги и ветра, укрытия, для предотвращения хищения. Существует два вида крытых вагонов – универсальные и специальные.

Универсальные крытые вагоны - это недорогой вид вагонов, непредназначенный для насыпных и наливных грузов. Такие вагоны могут использоваться для перевозки людей, благодаря специальным приспособлениям. Универсальный крытый вагон состоит из таких частей, как рама грузового вагона, боковые и торцевые стены, крыша и боковые люки двери для загрузки и выгрузки.

Отличительная особенность универсального вагона – наличие настенного внутреннего несъемного оборудования, боковых дверей и люков на боковых стенах с вентиляционными решетками. Загрузка предметов перевозки в универсальный вагон производится через двери раздвижного типа, которые запираются и пломбируются. В России пользуются спросом цельнометаллические модели крытых вагонов – универсальные вагоны с грузоподъемностью 68 тонн.

Специальные типы крытых вагонов предназначены для перевозки живого груза – скота и птицы, автомобилей, бумаги, стали, апатитового концентрата, негабаритных грузов, и много другого. Для перевозки грузов негабаритных размеров существует модель вагона с широкими проемами двери. Есть и вагоны с усиленной конструкцией, они служат для перевозки грузов высокой массы.

Цельнометаллические вагоны, как универсальные, так и специальные, имеют похожее устройство. Торцевые и боковые его стены сделаны из вертикальных стоек с обвязками – нижними и верхними, металлическая обшивка из листов толщиной 2-3 миллиметра предохраняет вагон от сквозняков и влаги, а также проникновений в вагон посторонних лиц.

Рама грузового вагона расположена между кузовом и ходовыми частями вагона – вагонными тележками. Рама у вагонов, имеющих цельнонесущий кузов, совмещена с нижней частью кузова. На раме размещается тормозное и ударно-тяговое оборудование, она принимает на себя все основные нагрузки. Рама грузового вагона имеет балки – хребтовую, сделанную из специальных профилей, и дополнительные, служащие для поддержки пола.

Особенности устройства специальных вагонов для перевозки специфических грузов

Специальный крытый вагон для легковых автомобилей, называемый вагоном-автомобилевозом, имеет кузов из двух ярусов и торцевые складывающиеся двери. Такой вагон может вместить от восьми до десяти автомобилей, которые крепятся штатными колодками в два яруса. Крытый вагон, предназначенный для перевозки бумаги, оборудован специальными устройствами для закрепления бумажных рулонов от перемещения и наваливания на двери, он не имеет выступающих частей на стенах и крыше изнутри.

Вагон для перевозки птицы и скота имеет отверстия для вентиляции или люки, в нем предусмотрены служебные помещения для людей, обслуживающих вагон. Такой вагон оборудован корытами и кормушками, фуражными полками и системой водоснабжения, пол в нем не впитывает влагу, имеет отверстия для слива и легко поддается очистке.

Существуют специальные вагоны-хопперы для цемента, вагоны-хопперы для зерна, вагоны-хопперы для минеральных удобрений, а также вагоны для гранулированных полимеров. Вагон-хоппер служит для перевозки сыпучих грузов, таких, как уголь, балласт, руда, и многие другие. Хоппер – саморазгружающийся бункерный вагон, имеющий форму воронки, в нижней части которой расположены люки для разгрузки. Вагоны-хопперы могут быть открытыми и закрытыми.

Специальные модели крытых вагонов для перевозки холоднокатаной стали снабжается кузовом, в котором установлена мощная несущая рама грузового вагона, съемные крыши и внутреннее оборудование из подвижных и неподвижных элементов, стойки и упорные балки для крепления пачек и рулонов. Вагон для апатитового концентрата имеет разгрузочную эстакаду и кузов, соединенный с рамой с помощью шарниров.

Устройство ходовой части грузового вагона

Все модели крытых вагонов имеют ходовые части. Ходовые части вагона необходимы для того, чтобы вагон двигался по рельсам плавно, с минимальным сопротивлением. К ходовым частям относятся рессорное подвешивание, колесные пары и буксы, если же вагон имеет четыре и более четырех колесных пар, его ходовые части объединяются в тележки – самостоятельные узлы вагона. Такие тележки могут быть двухосными, трехосными, четырехосными и многоосными, в зависимости от количества пар колес.

Автосцепное устройство вагона служит для сцепления между собой вагонов и соединения вагонов и локомотива, а также для смягчения и передачи действия продольных усилий от вагона к вагону и от локомотива к вагону. Автосцепное устройство имеет две части – автосцепка и поглощающий аппарат. Тормоз вагона служит для полной остановки вагона, удержания его на месте и для замедления движения.

Тормоз состоит из системы труб, тормозного распределителя, резервуара для сжатого воздуха и рычажной передачи. В вагонах установлены автоматические и ручные тормозы, а в некоторых вагонах и электропневматические тормозы. Сейчас вагоны оборудуются стояночным тормозом, если они устроены на подшипниках качения.

Правила железнодорожных перевозок грузов

При перевозке грузов по железной дороге в крытых вагонах важно соблюдать несколько правил, именно это условие гарантирует сохранность грузов и доставку без возникновения непредвиденных ситуаций. Во-первых, следует выполнять правильную упаковку груза. Вне зависимости от модели крытых вагонов, упаковка – основное условие безопасности транспортировки. В крытых вагонах перевозятся грузы в стандартной таре или в упаковке, и, если грузоотправитель по каким-то причинам не может упаковать груз, перевозчик берет на себя обязательства по проделыванию этой операции.

Во-вторых, правила крепления грузов в вагоне также очень важно выполнять. Поэтому в вагонах разработаны специальные схемы крепления, которые позволяют избежать повреждений груза при перевозке. В-третьих, при отправке и получении грузов необходимо правильное оформление документов. Кроме того, перед отправкой поезда все части и элементы, в том числе, такая важная часть, как рама грузового вагона, должны быть тщательно проверены, во избежание поломок в пути и потери времени, а также для предотвращения аварий.

Заключение: Эта статья знакомит Вас с типами и моделями грузовых вагонов, а также с правилами перевозки грузов в этих вагонах. Это поможет Вам контролировать доставку грузов.

  Скачать справочник по вагонам Правообладателем предлагаемой для скачивания информации является ОАО "РЖД"

Контакты

354057, Краснодарский край
г.Сочи, ул. Чебрикова, 7а, оф. 3
  Для заявок: 8 918 409-12-57
  8 (862) 261-01-33
  8 (862) 261-01-33
  yad001@yandex.ru

Доставляем по ЖД
продаём

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК 27
видов фракций
в БИГ БЭГАХ

Designed by Jn Jeels