Важность оформления договора железнодорожной перевозки грузов при организации перевозок железнодорожным транспортом

Договор железнодорожной перевозки грузов, организация перевозок железнодорожным транспортом

Железнодорожные перевозки являются очень востребованным видом доставки, так как, в отличие от автомобильных перевозок, здесь не играют роли погодные условия, сохранность остается на высоком уровне, скорость движения постоянна, а также есть возможность перевозить вещи в любых объемах, как в контейнерах, так и в вагонах, как негабаритные товары. Стоимость такой доставки заметно ниже, в сравнении с авиационным, водным или автомобильным транспортом. Однакоорганизация перевозок железнодорожным транспортом имеет и свои недостатки – довольно низкую скорость передвижения и невозможность доставки грузов прямо к месту назначения, поэтому иногда становится необходимым привлечение к доставке автомобильного транспорта. При оформлении договоренности на перевозку необходим договор железнодорожной перевозки грузов, который будет определять права и обязанности сторон.

Кроме того, перевозки грузов на поездах регулируются Уставом железных дорог, как и все возникающие хозяйственные отношения. Устав контролирует ответственность работников железной дороги, грузополучателей и грузоотправителей. Министерство путей сообщения издает также правила и инструкции, в которых прописаны все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе перевозок. Таким образом, организация перевозок железнодорожным транспортом лежит на совести всех субъектов перевозки – отправитель обязан позаботиться о своевременной подготовке грузов и документов, перевозчик следит за сохранностью груза, а получатель должен вовремя забрать груз в точке получения.

Виды железнодорожных перевозок::

  1. Повагонная отправка. В этом случае для перевозки грузов каждого отдельного отправителя, заключившего договор, выделяется специальный вагон, согласно перевозочному документу.
  2. Контейнерная перевозка. В контейнерах перевозят небольшие партии грузов, причем существует несколько вариантов контейнеров по их массе брутто – 3, 5, 10, 20, 24 и 30 тонн.
  3. Перевозка в сборных вагонах. Этот вид перевозок подходит в случае, если грузы отправляются небольшими партиями. При этом в одном вагоне собирают грузы от разных отправителей по разным документам перевозки.

Подробнее о видах отправки грузов.

Железнодорожные перевозки в контейнерах считаются самым удобным видом перевозки – контейнеры могут быть универсальными или особыми – для скоропортящихся, опасных или хрупких грузов, контейнеры легки в погрузке и разгрузке. Организация перевозок железнодорожным транспортом включает в себя получение заказа от отправителя и расчет тарифа, оформление железнодорожных накладных и заказ контейнера на терминале. Контейнер может быть специально оборудован, если этого потребует клиент. Контейнер доставляется к отправителю, проводятся погрузочные работы – сотрудниками компании-перевозчика или самим клиентом. После этого ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика, который постоянно наблюдает перемещения груза. По заявке отправителя возможно страхование груза или его вывоз, и разгрузка у получателя.

Грузы массой до 10 тонн – это мелкая отправка, такие грузы занимают не больше трети крытого вагона, полувагона или площадки платформы. Малотоннажная отправка – это партии груза массой 10-20 тонн и объемом не больше половины вагона.

Следует отметить, что организация перевозок железнодорожным транспортом возможна в следующих вариантах – в грузовых (грузовая скорость), ускоренных (большая скорость) и пассажирских поездах. Грузовая скорость означает, что груз будет перевозиться с длительными стоянками, при большой скорости (в ускоренных поездах) остановок меньше и они не такие долгие.

Транспортное законодательство в России постоянно развивается, изменяются правила регулирования перевозок, например, переход к рыночной экономике вызвал необходимость практически полного изменения правового контроля железнодорожных отношений. Железнодорожный транспорт занимает основное место в системе транспортного сообщения в нашей стране, но правила перевозок иногда вступают в диссонанс с правилами, принятыми во всем мире. В частности, вызывает споры вопрос правовой природы заявки отправителя груза и формы договора железнодорожной перевозки грузов, правовое положение получателя груза и имущественная ответственность перевозчика. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правила перевозки в главе 40, которая считается довольно спорной в том смысле, что оставляет без ответа некоторые вопросы. Так, не полностью ясно понятие договора перевозки и его правовая природа, а также непонятно, является ли договор консессуальным или реальным, двусторонним или многосторонним.

Что представляет собой договор железнодорожной перевозки грузов?

Этот документ фиксирует обязанности транспортной компании (перевозчика) доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю или представителю получателя. На отправителя же возлагается обязательство оплаты услуг перевозки, которая оговаривается заранее и прописывается в договоре. Договор перевозки отображает обязанности и права участников транспортной сделки. В соответствии с пунктами договора, перевозчик обязан предоставить транспорт для перевозки, отправить груз в назначенное время, сохранить его целостность и обеспечить безопасность транспортировки, соблюдать сроки доставки и произвести выдачу перевозимого груза получателю, имя которого указано в документах. В обязанности отправителя входит предъявление груза, подлежащего перевозке, точно в назначенное время и его маркировку, внесение провозной платы, которая определяется заранее, и соблюдение нормы погрузочно-разгрузочных работ.

Грузоотправитель берет на себя обязанности по подготовке грузов так, чтобы обеспечить их безопасность и сохранность, а также безопасность вагонов и контейнеров. Грузы, подлежащие перевозке через морские порты и пограничные станции железных дорог в непрямом международном сообщении или в районы Крайнего Севера, должны быть упакованы с применением специальной транспортной тары, в соответствии со стандартами и техническими условиями.

Договор железнодорожной перевозки грузов определяет наименование груза, его массу, количество мест штучных и тарных грузов, способ определения массы, вид упаковки и особые свойства груза. Все эти условия договора определяются нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Кроме того, в договоре прописываются условия перевозки, а именно: расстояние, скорость передвижения, пункт назначения и точная дата доставки груза. Договор должен быть подписан обеими сторонами, так как договор считается заключенным только в случае, если между всеми сторонами сделки достигнуто соглашение по основным (существенным) условиям договора.

Существенные условия договора можно разделить на три группы:

  • условия, названные существенными в правовых актах, например, условие о предмете договора – основных действиях, которые обязан совершить перевозчик;
  • условия, названные в правовых актах необходимыми для заключения договора – такие, как пункт назначения;
  • условия, по которым достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон – порядок отгрузки, проверка, условия оплаты, и другие.

Кроме существенных условий, присутствуют обычные условия договора, которые отражают самые типичные и распространенные условия договоров перевозки, например, срок и место исполнения, переход права собственности, обязательства по хранению и ремонту.

Важный документ, без которого невозможна организация перевозок железнодорожным транспортом – это транспортная накладная, которая считается полноправной формой договора перевозки. Транспортная накладная – это именной документ, она предоставляется отправителем груза, с указанием массы и количества вагонов или контейнеров, станции назначения и прочих сведений, предусмотренных правилами железнодорожных перевозок. Второй документ, который также регулирует организацию перевозок – это заявка отправителя груза, которая является источником обязательств по предъявлению грузов при перевозке и подаче вагонов или контейнеров. Также существуют такие документы, как железнодорожная квитанция, которая подтверждает вручение груза перевозчику и имеет вес, как доказательство, при полной потере груза или при получении груза без накладной, и дорожная ведомость.

Договор железнодорожной перевозки грузов может быть разовым или долгосрочным, в случае долговременного сотрудничества определяются фиксированные объемы перевозок, условия и сроки доставки, порядок расчетов и ответственность сторон за неисполнение обязательств. В целом, основной целью долгосрочных договоровжелезнодорожной перевозки является урегулирование в ходе перевозочного процесса таких взаимоотношений сторон, которые способствовали бы выполнению перевозки на данный период.

Перевозка грузов с помощью железнодорожного транспорта – это довольно удобный и надежный способ перевозки, при этом, таким образом возможно доставить самые разные виды грузов практически в любую точку страны или ближнего зарубежья. Правильное оформление перевозочных документов, в том числе, договора железнодорожной перевозки грузов, является гарантией выполнения обязательств всех сторон транспортных отношений, а также залогом спокойствия отправителя и получателя груза. Четкая организация перевозок железнодорожным транспортомзависит от каждого участника сделки, кроме того, от правомерности их действий и общей согласованности зависит сохранность груза и быстрота его перемещения в пространстве, что положительно отражается на ведении всех видов бизнеса.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  Скачать справочник по вагонам Правообладателем предлагаемой для скачивания информации является ОАО "РЖД"

Контакты

354057, Краснодарский край
г.Сочи, ул. Чебрикова, 7а, оф. 3
  Для заявок: 8 918 409-12-57
  8 (862) 261-01-33
  8 (862) 261-01-33
  yad001@yandex.ru

Доставляем по ЖД
продаём

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК 27
видов фракций
в БИГ БЭГАХ

Designed by Jn Jeels